вторник, 8 июля 2014 г.

Советы для родителей



                                                      Материал подготовила
                                                     Асланова Галина Викторовна
   Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 126"                  







«Развиваем речь младших дошкольников».

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
1) речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
2) речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешной подготовке к обучению в школе. Нарушения речи серьезно сказываются на формировании детского характера. Считается, что не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном и бесконтрольном речевом развитии немногие дети могут достичь высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленно обучать детей, чтобы у детей появился интерес к родному языку и творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на состояние детского мышления. Благодаря речи дети знакомятся с нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.


Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
Формирование звуковой культуры речи.
Обогащение словарного запаса.
Формирование грамматического строя речи.
Обучение рассказыванию, связной речи.
Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Вот некоторые упражнения и игры, которые помогут развить речевые навыки ребенка.
1. Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
 - человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
 - ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
 - дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
 - луна (яркая, растущая и т. д.)
 2. Рассказывайте, читайте детям сказки. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
3. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Массируя пальцы можно активизировать работу внутренних органов.
Большой – отвечает за голову;
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце
 1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
3) Пальчиковые игры (без предметов и с предметами) .




«Домик»
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы) .
Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы) .
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
«Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек) .
4) Пальчиками можно рассказывать стихи.
«Под берёзой на пригорке
Старый ёж устроил норку.
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат».
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С… ».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)
Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-Б)
«Жа - жа – жа, есть иголки у ежа».
«Жу - жу - жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Словесная игра «Почемучка»
Определить, из каких слов состоят слова:
самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
Уважаемые родители! Только слаженная работа педагогов и родителей даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказываний и выражения мыслей.

 Асланова Г.В.


Комментариев нет:

Отправить комментарий