Консультация для родителей
Материал подготовила
Гурова Людмила Васильевна
Воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 126"
"Взрослые, дети, игра"
В
настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как
особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно
возникшем, а затем специально культивируемом обществом.
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?
От
фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в
семье: кто-то с увлечением займётся
строительством космического корабля, кто-станет доктором и примется
лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким
образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в
повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится
возможность примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять игре?
Каждый
ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет.
Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку
наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.
Роль родителей в игре
Самое
очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда
родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что
ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре,
взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности
ребёнка, таким образом его воспитывая.
Родителям
стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
1.
Игра не должна строиться на принуждении.
2.
Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
Умение
начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое
русло.
Если
вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую
игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает
одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить
игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать
директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел,
в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку
начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую
ситуацию.
Постоянное
присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно.
Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление
самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или
исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой
ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.
Разумно
вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются
в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните,
насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и
плохого? Возможно стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных
игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к
"чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется
добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных
мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать
литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не
может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с
малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка
запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую
игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим
выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной
игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.
Самые распространённые сюжетные игры
Самая,
пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам
начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а
также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют
ли какие-либо проблемы.
Через
ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если
их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в
шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д.
Сюжетно-ролевую
игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в
автомобиле, во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для
этого вам хватит … рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего
пальцев рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и
вперёд, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом
является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком.
С
помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить
ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.
Также
очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для
ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т.д. Даже
взрослым необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями,
почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место,
которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям.
Кроме
того, сюжетно-ролевые игры могут помочь ребёнку справиться с различными
детскими страхами. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу»
поможет справиться с этой проблемой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий